четверг, 26 декабря 2013 г.

At a drastic time full of plastic mirth

Вы никогда не задумывались насколько оторванными от реального, материального мира мы становимся? Все это виртуальное пространство, книги через Amazon, игры через Steam, музыка и кино в полу-свободном доступе онлайн. Быстро и достаточно дешево. Работа в сети, игра на бирже, общение, свидания, дружба-любовь-ненависть... И все это перед монитором. Дни и ночи напролет. Сейчас даже исповедаться можно он-лайн. Вы можете делать практически все, что вам только в голову взбредет, но... Что происходит с человеком, когда нет электричества, когда нет интернета, когда любимый гаджет или рабочая станция приказала долго жить? Что мы делаем тогда? Я испытал это на себе буквально месяц назад, и как раз об этом (и кое о чем еще) мой сегодняшний рассказ.

Один мой знакомый писатель однажды оставил в блоге интересную заметку. Он написал: "Не удивляйтесь, если однажды найдете здесь вместо очередного поста скан из моего блокнота". Совсем недавно вернулся к этой мысли и ощутил, насколько правдивой она может быть. Насколько зависимыми мы стали от мира виртуального, электронного, неосязаемого... но я отвлекаюсь. Моя девушка говорит, что я по натуре кинестетик. Для меня важно прикосновение, важно пощупать, потрогать, погладить (эй, без задних мыслей здесь кстати!). Когда я встречаю знакомых людей, мне обязательно нужно их обнять, или похлопать по спине, или взъерошить голову, если это детки. Это просто привычка, или черта характера, которая пожалуй позволяет мне ощущать связь. Понимать где-то там, глубоко в подсознании, что все реально и что я все еще живу в полном смысле этого слова. Возможно это как-то связано (как некоторые из вас наверное знают) с тем, что у меня очень плохое зрение. Из рук-вон-плохое, но что то я снова отвлекаюсь...

Итак, что же произошло? Отключили интернет за неуплату. Две недели без сети, мытарства со смартфоном в местах, где есть публичный бесплатный вай-фай. Невозможность сделать то что задумал, невозможность поговорить с теми, с кем очень хочется... и тогда, вот тогда я снова, как в детстве снял с полки книгу. Это была как раз "Ангелы опустошения" Керуака, которую я успел выцепить на распродаже в закрывающемся книжном. Вот и все. Вот и загорелся во мне нездоровый материализм (или здоровый, э?), впрочем об этом судить вам. 

Я стал размышлять о том, насколько зависимым я стал от сети, и сколько всего я пропустил через себя в пустую. Холостым зарядом. Потому, что не чувствовал реальной связи. Музыка, фильмы, рассказы (книги с экрана я читать не могу вообще, потому, что болят глаза), много всего. И тогда мне стало немного страшно. Сейчас я нахожусь на пороге семейной жизни, это правда, чего греха таить, 27 лет это не 19 (хотя иногда так хотелось бы), так что вся эта панк-рокерская суета сейчас обретает более осмысленную форму. И я думаю - парень, годика через два ты услышишь топот маленьких ножек по полу, и кто-то будет звать тебя "папа" и проситься на ручки, и ты будешь любить этот маленький голубоглазый комочек больше жизни, но... НО, что ты ему оставишь? Серьезно, только вдумайтесь, сколько классных штук было буквально разбросано по родительскому дому, когда мы с вами были еще детьми? Сколько всего! Все, что можно потрогать-полистать-покусать-пошвырять-поломать-послушать-посмотреть-понюхать... разбить наконец! (мама, прости за тот флакон духов. если читаешь это - знай, мне до сих пор стыдно). Часть этого хлама все еще пылится у нас на полках, верно? Но это не наши с вами вещи, вернее, возможно сейчас уже может и наши, но только лишь потому, что достались они от родителей. Все эти маленькие сокровища! Книги-игрушки-пластинки-статуэтки-альбомы-диафильмы-всякие-папины-железки-и-инструменты... сколько всего! И это интересно, нам с вами это интересно даже сейчас, когда мы на секунду отвлекаемся от соц. сетей и бродим задумчиво по дому, ожидая когда подгрузится наш любимый сериал. Я сам такой, чего греха таить, но я стал задумываться об этом. Думать, что я оставлю после себя, кроме тонн мусора на растущей помойке за городом, да пары сотен пессимистичных постов в сети. Задумался, и мне стало грустно. Что выделяет человека, помимо конечно внутренних качеств и поступков, в серой массе таких же одинаковых работающих-с-восьми-до-пяти, потребляющих пищу, испражнаяющихся, спящих, ненавидящих-всё-и-всех индивидов? Мелочи. Именно те самые мелочи, которые наскребли за свою жизнь наши родители, именно те мелочи, которыми мы так восторгались в детстве. Этого так не хватает сегодня. Вы возможно можете поспорить, заявив - да нет же, все на месте, вот я сделал ремонт в квартире, купил плазму, коробку с буквой "Х", диван... На кухне - мультиварка, машина для эспрессо, комбайны-насадки-гаджеты... И вещи. Много вещей! Смартфон-ноутбук-планшет-камера-айпод и ковырялка-для-задницы! Разве это не то же самое? А я вам отвечу - нет. Совсем не то же. Далеко. Но давайте по-порядку.

Прежде всего - дизайн. Все эти вещи, которые как нам кажется прослужат десятилетиями, но почему-то приходят в негодность за год-два. Что это такое? Слепой материализм? Желание обладать самым модным, самым дорогим, самым новым, самым "совершенным"? Это никогда меня не привлекало. Конечно, есть вещи, которые я хотел бы иметь, с которыми мне было бы "комфортнее", но до фанатизма это никогда не доходило. Возможно потому, что денег в семье больших отродясь не было, а может дело в воспитании. То есть, конечно, я знаю, что однажды у меня будет камин, да, и барная стойка в кухне, и плазма и прочее, но это всего-лишь вещи, которые создают быт, а как же вещи, которые создают историю? Вещи которые делают тебя тобой? Магниты на холодильнике? Был там-то, делал то-то... Скучно! Это вещи, которые говорят о твоем социальном статусе, размере доходов, вычурности а иногда и откровенном снобизме, а как же внутреннее, как же интеллект, как же творчество? Знаете, я всегда любил делать что-то своими руками. С самого детства (и братец мой слава богу эту страсть тоже перенял) я стремился запечатлеть момент, духовное состояние в чем-то материальном, осязаемом. Столько тетрадок и блокнотов, испещренных набросками стихов-песен-рассказов, столько картинок-набросков-фотографий, столько маленьких сувенирчиков, запчастей от гитары, сточенных медиаторов... мусор правда?... Нет, не мусор - моя личная история. Я могу взять в руки тетрадку 12-летней давности, найти там незаконченную поэму и вспомнить, как сидел сгорбившись за столом в 3 часа ночи, в октябре и писал в муках что-то... делал такую засечку у себя в памяти. Какие блоги, о чем вы говорите?

Во-вторых, возвращаясь к материальному конечно же: вы и я и даже ваш сосед сверху Вася знает абсолютно точно, что вот этот новый айфон через 2 года будет считаться допотопным динозавром, а через 4 уже обретет свой долгожданный отдых на мусорной свалке за Соломенным. Технологии развиваются так быстро, что мы не успеваем даже по-настоящему насладиться всеми теми прелестями, которыми нас пичкают в рекламе или сопроводительном буклете. Мы пресыщены, мы алчны и нам все время нужно еще. Неважно сколько стоит, неважно сколько проработает - "для всего остального есть Мастер Кард". Вот и все. И тоже самое мы пытаемся привить нашим детям. "Вот, Ванюша, держи планшет!". А через год новый, а потом еще и еще. Столько бесполезной техники, которую скоро и ремонтировать перестанут. Помните, как у Хаксли: "Лучше новое купить, чем старое носить". Это бесконечный круг, товарооборот, двигатель экономики... но нужно ли это нам на самом деле? Нужна ли эта гонка? Что приносят нам эти вещи? Правильный ответ - ничего. Это электронный фаст-фуд, нечто изначально временное и недолговечное. А мы останемся. Мы переживем этот айпод на 10-20 лет еще как минимум, и Ванюша даже не вспомнит этот планшет, который ему подарили на День Рождения, потому, что для него все приходящее. Для него все не важно. Он - маленький винтик в системе потребления, который однажды станет гордым полноценным потребителем товаров и услуг на маленькой, быстрозасоряющейся планетке. Но какое ему до этого дело сейчас. А потом?

работа Любы Лазаревой
Давайте поговорим теперь о чем-то другом, для разнообразия. Давайте поговорим о творчестве. Я больше десяти лет играю панк-рок в разных группах и с переменным успехом, и сейчас (как некоторые из вас знают наверное), выступаю сольно с маленькой фолк-программой моих собственных очень личных песен. Я делаю музыку, если говорить по-простому, и волею судьбы я повстречал невероятное количество замечательных людей, в основном молодежи, которые стараются, как и я в некотором роде, запечатлеть момент, оставить отпечаток в этом мире, пусть даже крохотный, и вместе с тем подарить людям нечто, что они нигде бы и никогда бы не нашли. Ребятки, художники и ремесленники, писатели и музыканты, отдают кусочек себя, чтобы мы с вами могли почувствовать-потрогать-послушать, каково это - по-настоящему жить. Недавно совсем, 14-го декабря Six-Pack Sunday играли на выставке работ молодых художников "Зимний очаг" и я, к своей высочайшей радости, раздобыл для Сашки вот этот принт девушки-совы. Знаете что, ведь это не просто деталь интерьера, бездушная китайская штамповка или фотокопия какого-нибудь малоизвестного, но очень уж модного художника начала 20-го века. Это - настоящее искусство, а сам принт - висел на стене, на выставке и его могли видеть сотни, рассмотреть, возможно даже представить о чем думала художница когда рисовала картину. И это тот маленький кусочек моей жизни, маленькое яркое пятнышко в черно-белой графике и под стеклом будет мне напоминать, о том, что я был здесь, играл музыку и чувствовал энергетику всех этих людей. Разве это не замечательно? Это то, о чем говорил Энди в Копенгагене: You gotto live your life, man! Забавный паренек.

Итак, возвращаясь к вещам, и их свойству отображать сущность человека. Я уже писал о том, что собираю антологию произведений Джека Керуака, и вот они, МОИ книги, стоят передо мной на полке. Сейчас же я хочу поговорить о своем новом, и достаточно интересном увлечении - виниловыми пластинками. Ресурсы в интернете буквально кишат отзывами двух противоборствующих лагерей - винилофилов и... тех кому не нравятся винилофилы, что-ли... Да и что это за слово "винилофил"? Какая у него коннотация? Я не знаю наверняка. Как таких людей только не называют - и хипстерами, и задротами и еще черти как, приписывая им уйму клише и полувменяемых качеств. Глупости. Я знаю почему я начал собирать пластинки - потому, что я люблю держать в руках, чувствовать вес, рассматривать коверарты, читать тексты и просто слушать палстинки, ставя иголку именно на тот трек, который сейчас подходит моему настроению. Это не припадочная гонка за обладанием первопрессами, всяким минт кондишеном и прочими прелестями - это попытка собрать стопку чего-то реального, осязаемого, но ассоциирующегося с определенными этапами в моей жизни. Именно поэтому пару недель назад в Турку я купил "True North" Bad Religion, как дань моей самой любимой панк-рок группе всех времен. Именно поэтому я хочу заказать с ebay "1372 Overton Park" Lucero, ведь там есть "Hey darling, do you gamble" - а это наша с Сашкой песня и "Mom", от которой мне хочется плакать каждый раз. Именно поэтому в январе Ратмир привезет мне из Питера "Canyons" CW&tST, потому что... ну вы поняли суть, верно? Я хочу оставить хоть что-то для себя и после себя, потому, что воспоминания - это самое большое богатство человека.

Ну и в заключение, внезапно перескакивая с темы на тему, я хотел бы поговорить о массовом потреблении и идее "коллективного владения". Эдакий коммунистический в своем роде подход к владению вещами. Мы слишком много тратим на вещи, которыми и не пользуемся должным образом. Скажем вы купили дорогущий объектив для камеры, но не являетесь профессиональным фотографом. Допустим Вы - любитель, тогда зачем он Вам? Что Вы будете делать, когда новая игрушка надоест? Станете очередным вечным продавцом на каком-нибудь интернет-форуме, пока не появится кто-то, у кого достаточно денег чтобы купить эту вещь, купить, поиграться и точно так же выставить на продажу? Десятки тысяч рублей за предмет, который не является первой необходимостью, а своего рода кич. Вам хочется похвастаться перед друзьями, может сделать пару сотен снимков а потом Вы, снижая цену на треть или в два раза (иначе просто не купят), пускаете объектив с молотка. Вы когда-нибудь задумывались куда ушли эти деньги? Зачем? Разве Вы на самом деле хоть что-то приобрели? Так Ваш бывший объектив сменит еще не одни руки, прежде чем, потеряв в цене процентов 70 не окажется либо в руках мастера (и это дар господень кстати!), либо на полке у такого же тихого потребителя, доживать свой век и собирать пыль. Дорогая техника. Качественная. Я расскажу вам историю, которая меня самого немножко потрясла и обрадовала одновременно. Когда я закончил учебу и вернулся домой летом, мы с ребятами начали снова интенсивно репетировать, но для того чтобы попасть на лучшую студию в городе - нужен был комплект собственного железа для барабанной установки. А его у нас не было, ведь Джеймс, наш нынешний барабанщик, раньше играл у нас на гитаре. Итак встает вопрос, что же нам делать? Комплект сносного железа для репетиций стоит никак не меньше 12 тысяч, а таких денег у Женьки конечно же не было. Ни у кого из нас не было. И тогда мы нашли решение (мы возвращаемся к идее коллективного владения здесь), мы решили устроится грузчиками в одну фирму в промзоне, чтобы всем вместе заработать на железо. Идея родилась сама и никто не стал возражать. А ведь это 2 дня в неделю по 8 часов в среднем. В поту и грязи, а иногда и под проливным дождем, но мы это сделали. Мы заработали на сносный комплект Paiste, а так же умудрялись после работы еще и по бокалу пива в кабаке пропустить. Друзья, я пожалуй не был счастливее. Мы работали все вместе и складывали деньги в общак, без ругани и без дележа - мы знали, что делаем что-то важное и полезное. Даже если учесть, что не все могли вырваться в промзону в эти дни, даже если учесть что из четырех иногда я один выходил на смену - это не важно. Мы собрали нужную сумму и потратили ее наилучшим образом. Сейчас это наши тарелки, у них неплохой звук и принадлежат они группе, четырем парням, Six-Pack Sunday. И распоряжаемся ими мы все вместе, и знаете, друзья, это чертовски здорово!

Ну а теперь возвращаясь к Вашему объективу, неужели вы никогда не думали найти среди друзей или знакомых еще пару тройку ребят, которым тоже было бы интересно попользоваться такой вещицей, ведь согласитесь, вы все равно через пару недель ее кому-нибудь всучите поиграться? Неужели Вы действительно хотите тратить баснословные суммы, которые в конечном итоге не принесут Вам никакой пользы? Только из желания обладать? Чтож - это Ваш выбор, и только Ваш.

Ох, что-то я засиделся тут с вами, друзья. Полдень на часах уже почти и нужно идти делать дела. Всех  с наступающими праздниками! Любите друг друга и радуйтесь мелочам, потому, что в мелочах - вся наша жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий